logo search
Философия1

Глава 4. Философия права в России

543

С позиций своей экзистенциальной философии и персонали­стической этики Бердяев подчеркивает, что личность есть субъект, а не объект среди объектов и не вещь среди вещей: "она вкорене­на во внутреннем плане существования, т. е. в мире духовном, в мире свободы"1. Личность — это "субъект среди субъектов, и пре­вращение ее в объект и вещь означает смерть. Объект всегда злой, добрым может быть лишь субъект"2.

Этим злом, рабством и несвободой, согласно Бердяеву, отме­чен и пронизан весь посюсторонний, объективный мир (включая всю социально-политическую действительность, общество, государ­ственность, законодательство и т. д.) — в его принципиальной про­тивоположности трансцендентному духовному (и божественному) миру свободы.

Есть два пути выхода человека из своей замкнутой субъек­тивности. Путь объективации, т. е. выход в общество с его обще­обязательными формами, институтами, нормами и т. д., — это поте­ря личности, отчуждение человеческой природы, выброс человека в объективный мир зла, несвободы, несправедливости и рабства — рабства человека у бытия, у бога, у природы, у цивилизации, у общества, у государства, у собственности и денег, у коллективизма, национализма и войны.

Второй, духовный путь, т. е. реализация личности в человеке, это путь самопреодоления, постоянного трансцендирования, переход к транссубъективному (а не объективному) миру — к экзистенци­альной встрече с Богом, с другим человеком, с внутренним суще­ствованием мира, к экзистенциальному общению и коммюнотарной общности (противоположной объективному обществу). "Отношение личности к сверхличным ценностям, — поясняет Бердяев, — мо­жет совершиться или в царстве объективации — и тогда легко порождается рабство, — или в царстве экзистенциальном, в транс-цендировании — и тогда порождается жизнь в свободе... В объек­тивации человек находится во власти детерминации, в царстве безличности, в трансцендировании человек находится в царстве свободы, и встреча человека с тем, что его превосходит, носит личный характер, сверхличное не подавляет личности. Это — ос­новоположное различение"3.

Такое равенство личностей между собой имеет место и в принци­пе возможно лишь в праве, в правовых отношениях различных лич­ностей. Откуда (если не из правовой сферы) берется равенство субъ­ектов в бердяевском персонализме, остается без адекватного ответа.

Всякая личность, согласно персоналистической этике Бер­дяева, — это самоценность и самоцель. И отношение личности к

' Там же. С. 15.

2 Там же.

3 Там же. С. 17.

18*

544