logo search
Философия1

Глава 4. Философия права в России

.V г

545

роческой, мессианской, эсхатологической мистике) должен быть обращен к миру и людям и стать методом и средством очищения мира для его продвижения к новой духовности.

Такой исход из современного кризиса является, по словам Бер­дяева, единственно желанным, поскольку он обращен к свободе человека и означает "внутреннее преодоление хаоса, победу духа над техникой, духовное восстановление иерархии ценностей, со­единенное с осуществлением социальной правды"1. Два других ис­хода Бердяев (в конце 40-х годов) характеризовал следующим об­разом: "1) Исход фатальный. Продолжающееся распадение космо­са, космоса природного и космоса социального, продолжающийся разлагаться капиталистический режим, торжество атомной бом­бы, хаотический мир.., хаос не изначальный, не начала, а хаос кон­ца, война всех против всех. Это гибель мира, и мы не можем его допустить. 2) Насильственный, механический порядок коллектива, организованность, не оставляющая места свободе, деспотизация мира. Это также трудно допустить"2. Но до сих пор, писал Бердяев, преобладает смешение этих двух исходов.

Резко критикуя царство Кесаря (государственность прошлого и современности) за подавление свободы, за насильственный способ управления людьми, авторитаризм и тоталитаризм, Бердяев рас­пространяет эту критику и на теократии прошлого, которые тоже относятся им к царству Кесаря. С этих позиций он отвергает и идею "христианского государства", поскольку и оно неизбежно будет не царством Духа, а миром безличной объективации, выро­дится в папоцезаризм или в цезарепапизм. В противовес всякой государственности он призывает перейти к общине и общинной жизни, к федерации таких общин.

Подобную общинность он именует коммюнотарностью, кото­рая — в отличие от современного обезличенного и авторитарного общественно-государственного типа отношений и соответствующе­го коллективизма — "означает непосредственное отношение чело­века к человеку через Бога как внутреннее начало жизни"3. Ха­рактеризуя религиозную коммюнотарность как соборность, Бер­дяев утверждает: "Соборность-коммюнотарность не может означать никакого авторитета, она всегда предлагает свободу"4.

Такая соборность-коммюнотарность призвана, согласно бердя-евской концепции "христианского социализма", содействовать реа­лизации "религиозной правды социализма" — "необходимости по­бедить эксплуатацию труда", возвышению "достоинства труда"6 и тРУДящихся, становлению духовно нового человека. Вместе с тем

1 Там же. С. 323.

2 Там же.

3 Там же. С. 332.

* Там же. С. 333.

Там же. С. 352;

546