logo search
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

личности, хотя бы к высочайшей личности Бога, не может быть отношением средства к цели: все, что унижает человека (на­пример, превращение человека в средство для какой-либо сверх­личной ценности, в орудие божественной силы и т. д.), унижает и Бога.

"Экзистенциальный центр" мира находится в субъективности, и даже "солнце экзистенциально находится не в центре космоса, а в центре человеческой личности, и оно экстериоризировано лишь в падшем состоянии человека"1. И Бог не находится в плане объекти­вации, не есть находящаяся вне и над личностью объективная ре­альность и объективация универсальной идеи, а существует лишь как личность в экзистенциальной встрече с ним, в трансцендирова-нии. Объективация же (и объективный мир) всегда враждебна лич­ности и антиперсоналистична.

Разного рода сверхличные, коллективные личности (общество, государство и т. д.) — это, по Бердяеву, иллюзии, порождения объ­ективации и отчуждения человеческой природы. "Объективных личностей, — подчеркивает он, — нет, есть лишь субъективные личности. И в каком-то смысле собака и кошка более личности, более наследуют вечную жизнь, чем нация, общество, государство, мировое целое"2.

Обосновывая свою концепцию антииерархического персона­лизма, Бердяев отвергает различные формы иерархического пер­сонализма, согласно которому иерархически организованное целое состоит из личностей разных иерархических ступеней, причем ка­ждая личность подчинена высшей ступени, входит в нее в качестве подчиненного органа или части. Антиперсоналистический харак­тер, по его оценке, носят также дионисизм, теософия, антропосо­фия, коммунизм, фашизм, связанный с капиталистическим строем либерализм, да и все другие концепции (монархические, демокра­тические и т. д.) общественно-государственной жизни в этом объек­тивном, обезличенном мире.

Объективный, исторически данный мир рабства и несвободы (общество, государство, закон и т. д.) — это царство Кесаря, кото­рому принципиально противостоит сверхисторическое царство Духа и свободы человека. Мучительный разрыв и раздвоение человека (в качестве индивида и в качестве личности) между этими двумя мирами "найдут себе разрешение в новой мистике, которая глубже религии и должна объединить религии. Это вместе с тем будет по­беда над ложными формами социальной мистики, победа царства Духа над царством Кесаря"3. Подобный мистический выход к сво­боде (благодаря обосновываемой Бердяевым сверхисторической про-

1 Там же. С. 25.

2 Там же.

3 Там же. С. 356.