logo search
Философия1

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

557

Философия права, по его мнению, должна быть фундаментом для процесса создания позитивного права как установления "обще­го духа общества"1 и для науки о позитивном праве. Лежащая в основе его концепции идея права раскрывается им через понятия справедливость, целесообразность и правовая безопасность. В каче­стве основной ценности права выступает общее благо. Понимая право как меру власти, Хенкель видит в позитивном праве правовую власть. С этих позиций он исследует законотворчество, соотношение права, государства и социальных структур, социальную цель права.

Вместе с тем Хенкель подчеркивает необходимость разработ­ки философии права и как отрасли общей философии (наряду с философией природы, философией истории, философией религии).

Французский профессор права Г.А, Шварц-Либерман фон Ва-лендорф видит основное назначение философии права в ценност­ном подходе (оценке) к позитивному праву, поскольку "филосо­фия, по сути своей, и есть установление иерархии ценностей по отношению к окружающему нас миру"2. Без такой философско-пра-вовой оценки позитивных норм, подчеркивает он, мы станем их рабами. При этом он резонно замечает, что тот, кто отказывается от философского обоснования права и юридического порядка, на деле бессознательно руководствуется своей "личной", доморощенной "философией", блуждая в потемках правовой дисгармонии.

Само право характеризуется Валендорфом как "логика ценно­стей", а законы ("абстрактные нормы права") как "довольно хрупкий результат более или менее ясного интерсубъективного соглашения между членами данного общества"3. Для достижения такого резуль­тата (и утверждения законности) необходимо движение к трансцен­дентному (к реальности Бога) — преодоление существующего в про­движении к "новым небесам и новой земле", что только и может придать гармонию разобщенному миру и утвердить "логику нравст­венного универсума"4. Правосудие — это, согласно Валендорфу, и есть то "место, где происходит встреча реальности и разума"5.

В рамках своего нравственно-ценностного правопонимания Валендорф говорит о единстве права и морали, об их взаимном дополнении друг друга. Отмечая необходимое значение правовых санкций, он вместе с тем подчеркивает, что юридический порядок, • основанный на насилии, — это "карикатура на право", поскольку подлинный правопорядок основывается "не на силе, а на разуме и сознательности"6.

1 Ibid., S. 29.

2 Schwarz-ЫеЪегтапп von Wahlendorf H.A. Elements d'une introduction a la philo-sophie du droit. Paris, 1976, p. 9.

3 Ibid., p. 26. ;;

4 Ibid., p. 26—27. • i д

5 Ibid n 40

6 ibid! p. 46, 47. ..„••%:„

19—160

558