logo search
Философия1

Глава 4. Философия права в России

531

ложительного, как требование его реформы есть исконное прояв-ление философской мысли, есть сама философия права"1.

Из этих суждений видно, что естественное право в трактов­ке Новгородцева не выступает по отношению к закону (к дейст­вующему позитивному праву) как собственно право (правовое начало), поэтому, кстати, у него и отсутствует идея правового закона. Речь идет о естественном праве как об идеале (нравст­венном идеале, "идеальном праве"), о предложениях и рефор­маторских проектах de lege ferenda (для будущего закона). Тут мы имеем дело, скорее, с законодательной политикой (с нрав-ственно-естественноправовой мотивацией), нежели с философи­ей права (с философским анализом смысла права и правового качества закона).

К тому же Новгородцев не поясняет, что же собственно пра­вового имеется в его версии идеально-нравственного естественного права. Ведь сама по себе трактовка естественного права как нрав­ственного идеала еще ничего говорит ни о его собственно правовом смысле, ни о его правовом значении для закона.

Вместе с тем необходимо отметить, что настойчивая пропа­ганда Новгородцевым идей нравственного идеализма и возрож­дения естественного права сыграла большую плодотворную роль в развитии дореволюционной русской юриспруденции и ее ори­ентации на философско-правовые исследования, в критике юри­дического позитивизма. В этом же духе он активно действовал и в годы эмиграции, организовав Русский юридический факуль­тет в Праге.