logo search
Философия1

Раздел V. История философии права и современность

Естественное право противопоставляется праву положитель­ному как идеал для последнего, "создаваемый ввиду недостатков и несовершенств положительных установлений"1.

В силу отставания положительных законов от движения исто­рии и ее требований в жизни постоянно и неизбежно возникают конфликты между старым порядком и новыми прогрессивными стремлениями. "Из этих конфликтов, — поясняет Новгородцев, •—. и зарождается обыкновенно естественное право как требование ре­форм и изменений в существующем строе"2.

Новгородцев отмечает, что представления о естественном праве в его противопоставлении положительному закону существуют давно, начиная еще со времен досократиков. И подобных представлений, по его словам, придерживались самые разнообразные философы на про­тяжении всех веков. "Их примеру, — продолжает он, — следуем и мы, когда во имя прогрессивных требований жизни строим идеалы будущего. Мы не говорим теперь более о естественном праве или о праве природы, не противопоставляем более природу истории, но только потому, что историю мы понимаем шире, чем понимали ее прежде, и в ней самой находим основание для идеи прогресса. В самом течении исторической жизни мы открываем зародыш новых отношений, а вме­сте с тем и основания для построения идеального права"3.

Подобные рассуждения свидетельствуют о том, что у Новго-родцева речь идет о своеобразном варианте исторически изменяю­щейся концепции естественного права. Своеобразие его позиции в значительной мере обусловлено присущими его подходу кантиан­скими представлениями о принципиальном разрыве, противостоя­нии и несовпадении должного и сущего, идеала (идеального, есте­ственного права) и действительности (позитивного права, закона).

Для характеристики взглядов Новгородцева с позиций прин­ципа различения права и закона весьма существенны следующие его суждения. "Современная юриспруденция, — замечает он, — относит название права исключительно к нормам положительным, признанным в законе или обычае, охраняемом властью и судами. Идеальные требования не представляют собою права в строгом смысле слова, а суть только проекты будущего права. Такими именно проектами и являются все теории, которые мы рассматриваем в нашем курсе; все это — идеальные планы общественного переуст­ройства, — планы будущего, более или менее близкого. С этой точ­ки зрения можно восстать против названия "естественное право", так как всякое право, как на этом настаивают современные юри­сты, по существу своему есть право положительное. Но нельзя не видеть, что так называемое естественное право как идеал для по-

1 Там же.

2 Там же.

3 Там же. С. 112.

ги. философ»^ .kp»« _. ||ЦШ> Jtl'-.