logo search
Философия1

Глава 4. Философия права в России

513

шим искусством и даже изяществом; целое отличается внутреннею твердостью. Но эта философия права находится слишком много под влиянием духа своего времени. Она слишком мало приписывает важности духу других времен и веков. В этом заключается ее несо­вершенство"1.

"Энциклопедия законоведения" К.Неволина — первая в Рос­сии философско-правовая работа, в которой нашли отражение как высокая оценка гегелевской философии права, так и использова­ние ряда ее идей и положений.

К идеям гегелевской философии права обращались в дальней­шем и другие юристы (П.Г. Редкий, И. Максимович, А.Д. Градов-ский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев и др.).

В первый период своей преподавательской деятельности в Московском университете (после возвращения из Германии) П.Г. Редкий исходил во многом из гегельянских представлений. К этому времени относятся его гегельянские статьи "Обозрение гегелев­ской логики" (журнал "Москвитянин" 1841 г., ч.4, кн.8), "Об уголовной кодификации" ("Юридические записки", т.П, 1842 г.), "Какое образова­ние требуется современностью от русского правоведа?" (М, 1846 г.).

В 1848 г. П.Г. Редкий за причастность к "вольнодумству" был отстранен от преподавательской работы, к которой он вновь был допущен лишь в 1863 г. в качестве профессора Петербургского университета. В этот второй период своей творческой деятельно­сти П.Г. Редкий в своих лекциях по энциклопедии юридических и политических наук, а также в работах по истории философии права стоит по существу на позитивистских позициях и критику­ет гегелевские взгляды. Признавая гегелевскую философию в ка­честве вершины духовного развития для прошлого времени, П.Г. Редкий исходит из того, что в условиях современности на смену спекулятивной философии закономерно пришла положительная философия2.

П.Г. Редкий различал три способа (или метода) систематиче­ского научного освещения права: органический, диалектический и генетический. Органический способ — наименее научный из всех систематических способов; генетический способ, который развива­ет сам П.Г. Редкий, и есть, по его представлениям, подлинно науч­ный (в духе позитивизма).

При характеристике диалектического метода Редкий под­робно останавливается на гегелевской диалектике. При этом он, расходясь с другими позитивистскими критиками Гегеля, при­знает в качестве важной заслуги немецкого философа содейст­вие постановке вопроса о подлинном научном методе. "Гегель, -—

пишет он, — оставил по себе тот важный, глубокий след, кото­рый состоит в постановлении, хотя и не решении, задачи, выпол­нение которой и есть идеал истинного, методического в строжай­шем смысле этого слова изложения содержания нашей науки"1.

В содержательном плане Редкий критикует ряд положений гегелевской философии права с достаточно либеральных позиций. Так, он критикует гегелевскую концепцию нравственности за игнори­рование права и морали индивида. "Гегель, — отмечает Редкий, — напитанный античным духом, в особенности духом Платона и Ари­стотеля, предает индивида своим нравственным организмам так, что индивиды поглощаются ими, в особенности же — в самом выс­шем организме — в государстве"2.

В 7-томном издании лекций П.Г. Редкина по истории филосо­фии права речь идет лишь об античности, однако во вступитель­ных лекциях (том первый) затрагиваются также общие вопросы философии права и ее истории.

Философия права, согласно Редкину, является юридической дисциплиной, поскольку общим предметом и философии права, и позитивной юриспруденции является право. При этом содержа­нием положительной юриспруденции является "положительное право, право реальное, действительное, т. е. когда-либо и где-либо положенное, установленное в действительности, в реальности, в каком-либо государстве или обществе вообще, в виде законодатель­ного или обычного права"3.

Отличительная же особенность философии права состоит в том, что она "имеет своим содержанием философское, естествен­ное или природное, рациональное, т. е. мыслимое разумом челове­ческим, право, или идеальное право, первообраз права (ius natu-rale или ius naturae), имея в виду представить то, что праведно и справедливо (iustum) или в чем состоит правда и справедливость (iustitia)"4.

Понятие "философское право" в качестве синонима естествен­ного, разумного права восходит к гегелевской философии права, однако в содержательном плане оно трактуется Редкиным в духе либеральных идей. Так, во вступительной лекции 1876/1877 учеб­ного года Редкий, наряду с антииндивидуализмом гегелевской фи­лософии права, подвергает критике гегелевскую концепцию войны и всемирно-исторического права ведущей в данную эпоху нации. Гегеля и его последователей Редкий упрекает в сведении права к силе. "Такая Гегелева теория войны, — пишет он, — комбинирует­ся теперь с известной теорией Дарвина о борьбе в природе за су-

1 Там же. С. 628.

г См.: Редкий П.Г. Энциклопедия юридических и политических наук. СПб.,

1873. С. 18.

' Там же. С. 122. , Там же. С. 1744.

Редкий П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей филосо­фии вообще. Т. I. СПб., 1889. С. 200. Там же.

514