logo search
Философия1

Глава 4. Философия права в России

511

Заметной вехой в становлении философско-правовых ис­следований в России явилась "Энциклопедия законоведения"1 КА. Неволина, профессора Киевского университета. Он был одним из немногих (наряду с П.Г. Редкиным, И.В. Киреевским) русских слушателей лекций Гегеля в Берлинском университете и хорошо знал о состоянии европейской философии права в то время.

Задачи научного законоведения Неволин освещал с позиции различения естественного права (естественного закона) и позитив­ного права (положительного закона). При этом естественный закон он трактовал как "идею законодательства" (т. е. как правовое на­чало, как правовую сущность позитивного закона), а позитивный закон — как ее "проявление"2. Свой философско-правовой подход к закону он обосновывал так: существо закона — это правда, а "существо правды может быть определено только в философии"3.

Такая трактовка смысла философского изучения права и зако­на вполне созвучна гегелевскому подходу. Хотя вполне гегельянцем Неволин не был, однако он в своей "Энциклопедии законоведения" использовал ряд идей и методологических подходов гегелевского учения. Так, в значительной мере гегельянски трактует К. Неволин проблему сущности воли в ее связи с правом и вопрос о ступенях развития воли; влияние Гегеля присутствует и при освещении им проблем соотношения сущности и явления, необходимости и случай­ности, объективного и субъективного, исторического и логического применительно к тематике энциклопедии законоведения4.

Обстоятельно освещая основные положения гегелевской фи­лософии права, К. Неволин к ее достоинствам относит неразрывное единство субъективного и объективного моментов развития идеи, преодоление разрыва между правом и нравственностью, правом и политикой, философское разрешение всех важнейших вопросов политики на базе права. При определении специфики гегелевской философии права в соответствии с концепциями древних и новых авторов К. Неволин вполне адекватно собственным представлени­ям Гегеля отмечает, что Гегель стремился "примирить древний — объективный и новый — субъективный образ воззрения на пред­меты законодательства друг с другом"5. Весьма высоко, хотя и с некоторым критическим расхождением, звучит общая оценка геге­левской философии права со стороны К. Неволина. "Все части ве­ликого здания права у Гегеля, — пишет он, — отделаны с величай-

1 См. подробнее: Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. С. 26 и ел.

2 Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1908. С. 233.

'Неволи« К. Энциклопедия законоведения. Киев, т. I, 1839. Дореволюционный рус­ский юрист, ученик Б.Н. Чичерина И.В. Михайловский характеризовал Неволина как основателя философии права в России. — Михайловский И.В. Очерки филосо­фии права. Томск, Т. I, 1914. С. 36. См. также: Кузнецов Э.В. Указ. соч. С. 101. г Неволин К. Указ. соч. С. 52. 3 Там же. С. 23.

' Там же. С. 24—30, 152—153, 156, 628, 633. 5 Там же. С. 629.

17*

512