logo search
Философия1

Глава 4. Философия права в России

515

ществование, так что право силы возвысилось теперь на степень всеобщего закона природы, равно как и истории человечества"1. И далее по поводу тезиса: "сила и есть право" П.Г. Редкий замечает: "Это совершенно гармонирует с тою общею мыслью, что все дейст­вительное разумно, как и все разумное действительно. Но таким образом оправдывается всякое неправо, всякая неправда и неспра­ведливость"2.

Идеи гегелевской философии права оказали определенное влия­ние и на взгляды известного русского профессора государственного права А.Д. Градовского3. Не будучи гегельянцем, он использовал ряд идей Гегеля. Так, его теоретические представления о месте и роли государства в обеспечении исторического прогресса, о госу­дарственно-организованной форме выступления различных наро­дов на арене всемирной истории, его стремление историческое ос­вещение проблем государства, права, политики, нравственности, свободы и т. д. дополнить философским постижением лежащих в их основе идей и понятий, критицизм к революционным теориям, ко всякого рода абстракциям, социально-политическим и государ­ственно-правовым утопиям, попытки "разумного" примирения пре­образовательных и охранительных начал общественной и полити­ческой жизни во многом опирались на положения гегелевской фи­лософии права. Показательно в этом плане, в частности, то обстоя­тельство, что в докторской диссертации А.Д. Градовский, обосновы­вая методологию своего анализа и подчеркивая недостаточность про­стого исторического освещения государственно-правовых институ­тов, прямо ссылается на Гегеля и его методологические положения об идее как единстве понятия и действительности4.

Прямо гегелевской философии права посвящена приуроченная к столетию со дня рождения философа большая статья А.Д. Градов­ского "Политическая философия Гегеля"5. Написанная с целью дать русскому читателю возможно полное представление о системе по­литико-правовой философии Гегеля (А.Д. Градовский намеревался в том же духе осветить взгляды Канта, Фихте, Конта и других мыслителей), статья Градовского отличается большой гегелеведче-ской культурой и компетенцией автора. Так, знаменитый гегелев­ский тезис о тождестве разумного и действительного Градовский трактует не в духе примирения со всем позитивно данным, а с явной критичностью к отрицательным аспектам существующего.

1 Там же. С. 171.

2 Там же. С. 173.

3 См.: А.Ш. Краткий очерк жизни и деятельности АД. Градовского // Градовский А.Д-Собр. соч. Т. IX. СПб., 1904. С. I—VII.

4 См.: Градовский А.Д. Собр. соч. Т. IX. С. XV.

5 ГраЗовский А.Д. Собр. соч. СПб., 1899. С. 269—310. (Статья эта впервые была напе­чатана в июльском номере "Журнала Министерства Народного Просвещения" 3& 1870 г.).

"Неправда, преступление, насилие, — подчеркивает он, — суть явления ничтожные, призраки, не имеющие действительности и права существования"1.

Представляет интерес и методологический подход Градовско­го к истории философии права, его стремление сосредоточить вни­мание на собственно теоретических положениях соответствующего учения, а не на политико-идеологических оценках его автора.

Так, от прямых политических оценок гегелевской философии права А.Д. Градовский, как об этом свидетельствует его статья "Что такое консерватизм?" (1880 г.), воздерживается по принципиаль­ным теоретическим соображениям. Гегель для А.Д. Градовского, пре­жде всего, философ, а применительно к философу, замечает он, уместно говорить о его идеализме, реализме или позитивизме, но не о том, консерватор он или прогрессист, либерал или абсолютист. Такие характеристики говорят лишь об отношении философа к практическим вопросам общественной жизни. "Но подобное отно­шение к общественным вопросам, — подчеркивает Градовский, — нисколько не определяет существа философской системы как тако­вой. На почве идеализма могут одинаково развиться направления в общественном отношении и консервативные, и прогрессивные. Су­щество, например, Гегелевой философии определяется не тем, что Гегель лично идеализировал прусский государственный строй; так называемая левая сторона гегельянцев сделала иное практическое применение из его философских начал"2.

Такой подход к истории философии права свидетельствует не о политическом индифферентизме позиции Градовского или самих философских учений, а о необходимости учета того обстоятельства, что между соответствующими философскими концепциями и поли­тико-идеологическими воззрениями нет прямой, механической связи, и одно не следует подменять другим.

Много внимания гегелевской философии права уделено в твор­честве БЛ. Чичерина и П.И. Новгородцева, где интерпретация уче­ния Гегеля тесно увязывается с обоснованием и развитием своих собственных оригинальных философско-правовых концепций (под­робнее их взгляды будут освещены в следующих параграфах).

Наиболее видным представителем юридического позитивиз­ма в России был Г.Ф. Шершеневич (1863—1912), который в своих работах3 по гражданскому праву, истории философии права и тео­рии права развивал формально-догматическую трактовку права, опираясь на позитивистскую философию О. Конта и Дж. Ст. Милля и продолжая традиции английской аналитической школы (Дж. Ос-

2 [Радовский А.Д. Собр. соч. Т. Ш. С. 283.

3 Гам же. С. 314.

См.: Шершеневич Г.Ф. История философии права. Спб., 1907; Он же. Общая теория права. Вып. 1—4. М., 1911—1913.

516